Правила прописки в коммунальной квартире

1 2
Всё про регистрацию и прописку

Вопрос юристу


Большого количества тонкостей при оформлении прописки в коммунальной квартире нет. В основном это стандартная процедура, которая не отличается от учёта в других жилых помещениях. Но имеет некоторые вариации в зависимости от статуса владельца комнаты.

Особенности регистрации в коммунальной квартире

Существуют нюансы при постановке на регистрацию граждан в коммунальную квартиру. В 2020 году правила прописки регламентируются следующими Законами:

  • Постановление Правительства № 713. Описаны правила по оформлению регистрационного учёта.
  • Закон № 5242-1. Регулируются права на передвижение внутри России, смены места жительства.
  • Жилищный Кодекс ст. 70. Для прописки в коммунальной квартире, принадлежащей Муниципалитету, требуется письменное согласие всех жильцов, кроме ситуаций с заселением ребёнка.
  • ЖК ст. 42 ч. 5. Свидетельствует о правомочиях собственника части жилища. Здесь нет информации о запрете на регистрацию других граждан без согласия остальных прописанных.
  • Гражданский Кодекс ст. 247. Говорится о том, что при наличии 2 и более собственников комнат в коммунальной квартире требуется разрешение от всех владельцев (кроме случая с пропиской ребёнка).

Жилищный Кодекс Российской Федерации определяет нормы площади и правила использования жилья, а Гражданский Кодекс регламентирует главные права граждан по жилищным аспектам.

Условия регистрации

Коммунальная квартира бывает частной (все прописанные являются собственниками комнат), муниципальной (принадлежит только государству) и смешанной (есть приватизированные и неприватизированные комнаты). В зависимости от этого варьируются условия прописки.

В муниципальной коммунальной квартире

Для прописки на части жилплощади, указанной в соглашении соцнайма, дополнительных людей необходимо получить разрешение муниципалитета. Также требуется согласие остальных прописанных членов семьи, включая временно отсутствующих

Администрация города способна отказать в просьбе, если количество человек превысит допустимую норму относительно площади квартиры. Для одного жильца необходимо минимум от 15 до 18 кв. м. Исключением являются несовершеннолетние претенденты.

Согласно гражданскому и семейному законодательству ребёнок обязан проживать с родителями (одним из них). Соответственно и прописку он может получить на территории квартиры, где зарегистрирован один из законных представителей без каких-либо препятствий.

Имеет некоторые нюансы и тип регистрационного учёта. Получить пожизненную регистрацию в коммунальной муниципальной квартире невозможно, так как она принадлежит государству. Временная оформляется на общих основаниях и по стандартной схеме.

Советуем:  Влияет ли прописка на получение загранпаспорта?

В частной и долевой собственности

Владелец жилплощади имеет полное право распоряжаться ею на своё усмотрение, поэтому Законодательство не ограничивает в прописке новых жильцов, особенно если это родственники (ст. 228 Гражданского Кодекса). Собственнику не придётся получать согласие и от соседей.

По-другому обстоят дела при долевом владении. Для использования общего имущества требуется разрешение от каждого совладельца жилья. Это регламентируется ст. 247 ГК РФ. В противном случае решение о прописке принимает судебная инстанция.

У частника прописаться можно постоянно и временно. Всё зависит от желания собственника / совладельцев. Оформление документа происходит согласно правилам регистрации, установленных законодательством для прописки по месту жительства или пребывания.

Риски и последствия

Человек, получивший прописку в коммунальной квартире, обретает равноценные права с остальными жильцами. Также официальная бумага даёт широкие возможности относительно получения государственных и банковских услуг. Иногда случается, что проживающий оказывается недобропорядочным гражданином:

  • злоупотребляет алкогольными напитками и наркотиками;
  • дебоширит;
  • устраивает притон;
  • портит имущество общего пользования и владельца комнаты;
  • применяет документ о прописке для финансовых махинаций и т. д.

Вышеописанные ситуации позволяют муниципалитету или собственнику выселить жильца принудительно. Предварительно следует обзавестись доказательствами (копиями протоколов полиции, письменными жалобами соседей и т. п.).

Паспорт

Порядок действий жителей муниципальной коммуналки:

  • сначала соседями подаётся жалоба в администрацию города, сотрудники которой должны установить факт правонарушений, опросить обвиняемого и пр. ( в первый раз последует предупреждение);
  • если жилец не прекращает своих негативных действий, соседи подают второе заявление в муниципалитет, где составляется официальный документ, который станет доказательством при дальнейшем обращении в суд за выселением.

Собственнику придётся проводить мероприятия по сбору доказательств самостоятельно. Затем с иском и подтверждающими бумагами отправляться в районный суд.

Сложнее дело обстоит, если с “нечистоплотным” жильцом прописан малолетний ребёнок. Отдельно взрослого принудительно снять с регистрации нельзя. А детям должно быть обеспечено новое место жительства, даже если его выписывают вместе с родителем.

В подобной ситуации не играет роли вид жилья (муниципальное или собственное). Вопрос решается только в суде с участием органов опеки.

Тонкости прописки по отдельным лицам

Правила постановки на регистрационный учёт зависят от того, кто это делает — наниматель жилья (живёт в государственной квартире) или собственник. Немаловажен статус и возраст прописываемого гражданина.

Нюансы регистрации в коммунальной квартире отдельных категорий людей:

[vote2x id="1398" align="center"]
  1. Родственника. Беспрепятственно в комнатах любого типа жилья прописываются самые близкие родственники (дети, родители, муж / жена) участника соцнайма или собственника.В отношении других родственников существуют ограничения:
    • если в коммунальной квартире только один владелец, он имеет право прописать любого человека на своё усмотрение (неважно есть родственные связи или нет);
    • если существует долевая часть — по согласию всех собственников;
    • если регистрацией занимается наниматель или просто прописанный жилец, требуется разрешение соседей / муниципалитета.
  2. Постороннего лица, иностранного гражданина. В случае с муниципальной комнатой необходимо согласие администрации / соседей. Владельцы приватизированных комнат имеют право прописать третьих лиц, которые не являются родственниками, в том числе гостей из-за рубежа.
    Единственный нюанс: при большом количестве зарегистрированных лиц у соседей может возникнуть подозрение в фиктивности процедуры. На основании жалобы полиция организует проверку.
  3. Несовершеннолетнего ребёнка. Детей, не достигших 14-летнего возраста регистрируют в коммунальной квартире упрощённым способом. Родителям достаточно подать заявление с предоставлением паспорта и свидетельства о рождении ребёнка.
Советуем:  Процедура открытия счета в банке без регистрации

Возможные причины отказа

Исходя из Законодательства России, отказать собственнику комнаты коммунальной квартиры в регистрации других жильцов невозможно. Кроме варианта, когда отсутствует согласие прописанных в комнате жителей или совладельцев.

Для государственного жилья существуют иные причины. Миграционная служба не поставит на учёт человека даже при согласии администрации, если:
  • неправильно оформлены документы;
  • нарушены нормативы по метражу на одного человека;
  • отсутствует согласие соседей.

Если одна из причин не имеет серьёзных обоснований, необходимо подать исковое заявление в суд.

Есть ситуации, которые считаются юридически обоснованными. На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ (№ 14), жилое помещение должно использоваться строго по назначению.

Отказ в прописке осуществляется в случаях, если прописывающийся человек планирует устроить в квартире следующее:

  • коммерческий объект (офис, салон красоты, мастерскую, лабораторию и т. п.);
  • отделение для политической партии;
  • сбор людей для совершения ритуалов, молитв;
  • разведение домашних животных.

Если данный факт будет доказан, суд тоже может отказать в удовлетворении прошения.

Процедура оформления

Постановка на регистрационный учёт в коммунальную недвижимость во всех случаях одинакова. Отличается только пакет документации, который необходимо предоставить в государственный орган. Кроме того каждый гражданин России имеет право выбрать способ подачи заявления.

Пишет заявление

Куда обращаться?

Пропиской занимается миграционная служба (территориальный отдел полиции). Но штамп в паспорте на основании решения госоргана может поставить любой паспортный стол, расположенный в ЖЭУ, ТСЖ и прочих органах управления домами.

Подать заявку можно:

  • лично в отделение МВД (принести полный пакет документов);
  • в режиме онлайн через портал Госуслуги (только оформить заявление в электронной форме);
  • через МФЦ (Многофункциональный центр) (должны быть в наличии все необходимые оригиналы документов).
Советуем:  Какой предусматривается штраф за отсутствие прописки?

Сколько стоит и сроки?

При подаче заявления в МВД срок рассмотрения составляет 3 дня. При сильной загруженности госорганов продолжительность увеличивается до 7–10 суток.

Продолжительность процесса регистрации через МФЦ составляет до 8 дней. В этот промежуток времени включается отправка документов в полицию, рассмотрение и возврат паспорта со штампом обратно в центр для выдачи.

Выходные дни не входят в указанные сроки, только рабочие. Время процедуры может быть увеличено, если происходят межведомственные мероприятия.

Заявка через Госуслуги обрабатывается в течение 5 дней. Затем следует приглашение посетить отдел регистрации лично с пакетом оригинальных документов для сличения данных и простановки штампа.

Процедура регистрации посредством государственных организаций бесплатная.

Какие нужны документы?

Существует стандартный набор официальных бумаг для прописки в коммуналку. В МВД в обязательном порядке предоставляются:

  1. Удостоверения личности. Предъявляются от собственника жилплощади и заявителя (человека, желающего прописаться).
  2. Заявление о постановке на регистрационный учёт. Пишет заявитель. Образец здесь.
  3. Разрешение на прописку. Соглашение от собственника, муниципалитета, соседей, в зависимости от ситуации.
  4. Документ о родственных отношениях. Необходим, если вписывается родственник. Это свидетельство о рождении / заключении брака и т. п.
  5. Технический паспорт. Документ на квартиру, в котором указана вся необходимая информация.
  6. Правоустанавливающие бумаги. Свидетельство о праве собственности на прописываемую территорию или выписка-соглашение о социальном найме и т. п.

В МВД подаются как оригиналы документов, так и их ксерокопии.

Особенности подачи заявления: пошаговая инструкция

Подать заявку лично дозволяется собственнику, нанимателю или самому претенденту вместе с владельцем / арендополучателем. Вне зависимости от того, какая регистрация нужна (временная или постоянная), действовать нужно согласно общепринятым правилам.

Руководство по процедуре оформления прописки в коммунальной недвижимости:

  1. Соберите необходимый пакет документации.
  2. Отнесите его вместе с заявлением в МВД.
  3. Возьмите справку, которая временно удостоверяет вашу личность, так как паспорт останется в полиции.
  4. Дождитесь решения госоргана. О результате уведомят по номер телефону или электронной почте.
  5. Получите паспорт со штампом или свидетельство о временной прописке.

Оформить

Следуя общеустановленным правилам регистрации и соблюдая тонкости процесса для коммунальных квартир, процедура пройдёт без осложнений. При допущении ошибок, недостаточности документов, отсутствии оснований будет отказано в прошении. Либо документы вернут для исправления, что увеличит срок постановки на учёт.


Вопрос юристу

Оцените статью
Гид по прописке и регистрации
Добавить комментарий